Клиновидный дефект зубов

Клиновидный дефект является разновидностью некариозного поражения зубов. Он образуется в области шейки зуба и чаще всего возникает на клыках и малых коренных зубах. Подобные дефекты могут поражать как зубы, находящиеся на верхней челюсти, так и те, что располагаются на нижней. Поверхность дефекта, как правило, гладкая и блестящая. Цвет эмали изменяется лишь в некоторых случаях, например, если клиновидный дефект распространяется не только на толщину эмали, но и на более глубокие слои, такие как дентин.

Симптомы

Симптомом появления клиновидного дефекта является появление повышенной чувствительности зубов. Возникают неприятные ощущения под воздействием холодной воды и воздуха, а также сладкой или кислой пищи. Дискомфорт может возникать и во время чистки зубов. Однако в некоторых случаях неприятные симптомы могут и отсутствовать.

Причины

Существует множество различных факторов, которые могут приводить к появлению клиновидных дефектов. Остановимся подробнее на некоторых из них.

• К неприятным последствиям может привести неправильная чистка зубов: движения щеткой в горизонтальной плоскости. Кроме того, не рекомендуется чистить зубы сразу же (ранее, чем через полчаса) после употребления в пищу кислых фруктов и вина. Кислоты способны вымывать кальций из верхних слоев эмали.
  • Некачественная гигиена ротовой полости также нередко является причиной образования клиновидных дефектов. Мягкий зубной налет и зубные отложения могут вызвать деминерализацию зубов. Карисогенная микрофлора, содержащаяся в зубном налете и зубном камне, выделяет органические кислоты и приводит к потере кальция. Кислоты вступают в контакт с зубной эмалью и растворяют ее. Наличие остатков пищи лишь усугубляет ситуацию. Ослабленная эмаль становится очень чувствительной к механическому воздействию.
  • Гингивит и пародонтит приводят к выделению значительного объема десневой жидкости из зубо-десневой борозды, состав которой способствует вымыванию минералов. Кроме того, данные заболевания сопровождаются увеличением мягких и твердых зубных отложений, что плохо сказывается на состоянии тканей зубов. Все это приводит к образованию клиновидных дефектов. Доказано, что клиновидные дефекты чаще образуются у лиц, страдающих заболеваниями щитовидной железы, а также тех, у кого часто возникает изжога.

Лечение

Лечение клиновидных дефектов небольшого размера не требует пломбирования. Проводится реминерализирующая терапия, в процессе которой зубы обрабатываются препаратами, содержащими кальций. Такое лечение помогает насытить эмаль кальцием. Пациентам с небольшими клиновидными дефектами показано и фторирование. Эта процедура укрепляет эмаль и делает ее менее чувствительной к внешним воздействиям, в том числе влиянию кислот и микроорганизмов, вызывающих кариес.

Однако для достижения устойчивого эффекта необходимо не только регулярно проходить курсы обработки зубов у врача, но и качественно ухаживать за зубами в домашних условиях. Лечение клиновидных дефектов среднего и большого размера заключается в пломбировании. Конечно, кариозные поражения не придется удалять, так как данное поражение зубной эмали не является кариозным. Однако вовсе без использования бормашины обойтись не удастся. Правильная форма зуба восстанавливается, прежде всего, благодаря распределению пломбировочного материала при помощи шпателя. На завершающем этапе пломба подвергается так называемому засвечиванию. Затем производится обработка пломбы мелкозернистыми борами, благодаря чему поверхность зуба становится гладкой, а форма - совершенной.