Зубная боль: причины и лечение

Зубная боль у взрослого – распространенная проблема, с которой в течение жизни сталкивается почти каждый. Грамотный стоматолог легко определит причины боли и найдет способы избавить от нее. Такие врачи работают в клинике доктора Гранова (Москва, ЮЗАО).

Характер ощущений и сопутствующие симптомы помогают понять, как избавиться от зубной боли. Перед визитом к стоматологу следует проанализировать свои чувства, запомнить, какая боль и в каких ситуациях возникает.

Кариес

Пораженный зуб может остро реагировать на сладкое, кислое, холодное, горячее. Боль четко локализованная, острая, но быстро проходящая. Иногда достаточно прополоскать рот, чтобы неприятные ощущения прошли. Но лучше этим не ограничиваться, а посетить стоматолога: своевременное вмешательство поможет избежать разрушения зуба. Самостоятельно болезнь не пройдет, и боль будет только усиливаться, так что стоит поторопиться к врачу.

Пульпит

Интенсивные боли, усиливающиеся по ночам и при контакте с горячей или холодной пищей – признаки пульпита. При серозном воспалении пульпы зуб остро реагирует на холод, при гнойном – на высокие температуры. Избавиться от боли помогают современные препараты и полоскание настоями зверобоя, ромашки и календулы, но это только временные меры, позволяющие продержаться до визита к стоматологу.

Лечение зубной боли заключается в удалении пораженных тканей, обеззараживании и установке пломбы. В некоторых случаях нерв можно сохранить.

Периодонтит

Если боль причиняют прикосновения к зубу, постукивания по эмали, то можно заподозрить периодонтит – воспаление окружающих корень тканей. Для этого заболевания также характерно чувство распирания и ощущение, словно зуб вырос и выступает над соседними. Иногда болезнь долгое время протекает бессимптомно.

Уменьшить боль помогут полоскания содовым раствором, прием обезболивающих. Но это лишь временные меры – необходимо поспешить к стоматологу для лечения, пока воспалительный процесс не перекинулся на соседние органы. Категорически противопоказано греть больной зуб, поскольку это усиливает воспаление и нагноение.

Прорезывание зубов

Зубы могут резаться не только у младенцев. Во взрослом возрасте появляются так называемые зубы мудрости, или восьмерки. Многие стоматологи считают эти зубы рудиментами – появляются они не у всех, и без зубов мудрости вполне можно обойтись. Прорезывание моляров сопровождается покраснением десны, появлением отека, небольшим повышением температуры. Интенсивность боли может варьироваться, нередко она иррадирует в ухо или висок. При частичном прорезывании возможно воспаление участка десны, прикрывающего зуб.

Если процесс сопровождается сильной болью, зубу можно помочь прорезаться – для этого хирург иссекает десну над растущим моляром. Несложное вмешательство позволяет избежать воспаления. Боль может быть вызвана и неправильным расположением моляра – его давлением на соседний зуб или щеку. В этой ситуации зубы мудрости удаляют.

Повышенная чувствительность зубов

Зубы могут болеть при приеме холодной, горячей, кислой, сладкой пищи, во время чистки, при вдыхании холодного воздуха. Причина кроется в истончении эмали, которое сопровождается обнажением дентинных трубочек. Чтобы купировать боль, следует соблюдать специальную диету, беречь зубы от раздражителей. Стоматолог порекомендует пасты, предназначенные для чувствительных зубов, а также предложит процедуры, уменьшающие чувствительность.

Популярные вопросы

1. Может ли болеть зуб, если нерв удалили?

Ответ: Да. Постпломбировочные боли могут появляться, даже если лечение было проведено совершенно корректно, и продолжаться в течение недели-двух. Если боль со временем становится слабее, оснований для беспокойства нет. А вот при резком усилении боли необходимо идти к врачу для выяснения причин – не исключено, что лечение было проведено неправильно, например, пломбировочный материал вышел за пределы канала или там остался кусочек врачебного инструмента. В таком случае необходимо снять пломбу и заново провести лечение.

2. На второй день после лечения кариеса зуб болит при нажатии. Это нормально?

Ответ: Это абсолютно нормальное явление, особенно при лечении глубокого кариеса, когда пломба находится близко к пульпе. Обычно такая боль постепенно уменьшается, а затем полностью проходит в течение недели, в редких случаях – в течение месяца. Если же со временем ощущения становятся только сильнее, необходимо обратиться к врачу.