Виды неправильного прикуса зубов

Прикус – это взаимное расположение зубов при плотном соединении верхней и нижней челюстей. Правильный прикус можно увидеть нечасто: по статистике, всего у 10% населения планеты. Аномалии различной тяжести встречаются более чем у 75% человечества.

Уверены, что у вас правильный прикус?

Проверить это очень просто. Посмотрите в зеркало, плотно соедините челюсти и широко улыбнитесь. В идеале верхний ряд закрывает нижний не более чем на треть, а одноименные зубы совпадают друг с другом.
Описанный прикус называется ортогнатическим и признан образцовым. Принято выделять еще три типа правильного прикуса:

1. При прогеническом прикусе нижняя челюсть в момент смыкания с верхней выступает немного вперед.
  2. Если сомкнутые резцы обоих рядов обращены в преддверие полости рта, это бипрогнатический прикус.
  3. Прямой, когда резцы сомкнутых челюстей касаются именно краями, а не нависают друг над другом.

Характерные признаки нормального прикуса:

• если через центральные зубы провести воображаемую линию, она разделит лицо строго пополам;
  • между соседними зубами нет больших щелей;
  • зубы растут ровно;
  • человек четко произносит все звуки;
  • жевательная функция не нарушена.

Почему зубы растут вкривь и вкось?

Физиологический прикус формируется в период с младенчества до 14-15 лет. За это время на данный процесс могут негативно повлиять следующие факторы:

• Частые простуды и хронические заболевания верхних дыхательных путей. Если малыш вынужден постоянно дышать через рот, то нижняя челюсть развивается неправильно.
  • Дисбаланс гормонов щитовидной железы.
  • Раннее удаление большого количества молочных зубов. В результате, постоянные зубы могут сместиться или плохо сформироваться.
  • Длительное (более 1,5 года) кормление грудью, сосание соски-пустышки, пальчика, язычка, подкладывание ручек под щеку во время сна, грызение ногтей, неправильное искусственное вскармливание – все это сильно тормозит развитие нижней челюсти.
  • Наследственность. Если у одного из родителей прикус неправильный, то вероятность кривого роста зубов высока и у ребенка.
  • Зубы растут слишком крупными и не помещаются в челюсти. В некоторых случаях зубов прорезывается слишком мало.
  • Аномалии внутриутробного развития плода и родовые травмы.
  • Недостаток витаминов, микроэлементов, в особенности фтора и кальция, в питании.
  • Различные травмы челюстей и нижней части лица.
  • Несвоевременное протезирование отсутствующих зубов.

Чтобы прикус сформировался правильно, необходимо регулярно показывать малыша детскому стоматологу, начиная с 9 месяцев. Желательно это сделать еще до появления первых зубов или как только это произошло. Предупредить аномалии прикуса гораздо проще, чем исправлять их.

Что такое нарушения прикуса?

Неправильный прикус - это тип смыкания верхних и нижних зубов, не являющийся нормой и вызванный функциональными патологиями челюстно-лицевого скелета.

• Если челюсти развиты неодинаково, например, верхняя заметно больше нижней, то говорят о дистальном прикусе.
  • Глубокий прикус: нижние зубы видны из-под верхних менее чем на 2/3.
  • Мезиальный прикус – нижняя челюсть сильно выдается вперед.
  • Прикус называется открытым, если большая часть зубов обеих челюстей никак не соприкасается друг с другом.
  • Перекрестный прикус вызван недостаточным развитием либо верхнего, либо нижнего зубного ряда.
  • Главный признак дистопии – неправильное расположение зубов на челюсти, они буквально выросли не на своем месте.

Насторожиться и посетить стоматолога-ортодонта нужно при следующих признаках:

• Верхняя губа кажется оттопыренной.
  • Челюсти имеют неодинаковый размер, одна из них сильно выдается вперед.
  • Зубы кривые, скученные или между ними есть заметные промежутки.
  • Некоторые зубы находятся на чужих местах, как бы вылезают из общего строя или даже образуют «второй» зубной ряд.

Почему неправильный прикус нужно обязательно исправлять?

Аномалии прикуса опасны своими последствиями:

• Серьезно нарушается дикция. Человек испытывает сложности в общении.
  • Зубы растут криво, расположены скученно или слишком далеко друг от друга. Такую улыбку нельзя назвать красивой.
  • Из-за неравномерной нагрузки зубы изнашиваются быстрее, эмаль истончается, образуются кариозные области, страдают ткани пародонта.
  • Пища пережевывается недостаточно, а значит, и содержащиеся в ней витамины и полезные вещества усваиваются тоже плохо.
  • Нарушается симметрия лица.
  • Высокий риск заболеваний желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов, снижение слуха.
  • Склонность к головным болям, воспалениям в полости рта и носа, частым простудам.
  • Кожа лица стареет очень рано, а с образовавшимися складками и морщинами бороться труднее.

Если у вас неправильный прикус, не расстраивайтесь: решить эту проблему можно в любом возрасте. Стоматологи клиники доктора Гранова имеют большой опыт успешного исправления прикуса даже в самых сложных и безнадежных случаях. Пусть лечение займет много времени, но зато вы будете здоровы и станете счастливым обладателем очаровательной улыбки. А это бесценно!