Виды кариеса

Кариозные поражения зубов различной сложности наблюдаются практически у всего взрослого и детского населения планеты. Стоматологи клиники доктора Гранова выделяют несколько классификаций видов кариеса.

Классификация по степени поражения зуба

• Кариес эмали

Этот вид часто называют еще «стадией пятна». Некоторые участки зубной эмали истончаются из-за нехватки минералов. На этом месте появляется темное или белое пятно.

• Кариес дентина

Его также называют внутренним, так как микроорганизмы проникают глубоко в основную ткань зуба – дентин. Этот вид кариеса диагностируется у большинства людей.

• Кариес цемента (корня)

Кариозная полость находится непосредственно под уровнем десны. Нередко она поражает и пришеечную часть зуба. Кариес корня протекает стремительно и почти сразу же приводит к пульпиту. Причина – образование пародонтального кармана и оголение шейки зуба. Чаще всего кариес цемента встречается у людей старшего возраста. К сожалению, в большинстве случаев болезнь обнаруживается, когда возникают сильные боли.

• Одонтоплазия

Это патология корневой системы, которая наблюдается у большинства маленьких детей. Кариес молочных зубов необходимо лечить незамедлительно. Если этого не сделать, то кариозный процесс затронет и постоянные зубы. Кроме того, эмалевый и дентинный слои у детских зубов очень тонкие, и кариозный процесс добирается до пульпы за считанные месяцы.

• Приостановившийся кариес

Если вы следите за своим здоровьем и защитные силы организма достаточно высоки, то кариес может как бы «замереть» на определенной стадии, и зуб дальше не разрушается. Однако это не значит, что с визитом к врачу можно повременить.

Классификация по месту возникновения очага

• Фиссурный кариес

Фиссурами называются бугорки и углубления на жевательной части зуба. Они – идеальное место для прилипших остатков пищи и размножения бактерий, поэтому кариозные полости там не редкость. Фиссурный кариес всегда находится строго в центральной части зуба и никогда не затрагивает его шейки и корней. Запущенные полости, как правило, очень глубокие и болезненные. Если нет осложнений, зуб пломбируют.

• Контактный кариес

Если зубы растут скученно, и нет возможности регулярно очищать нитью-флоссом межзубные промежутки от застрявших кусочков еды, то развивается контактный кариес. Он получил свое название из-за того, что очаг возникает на апроксимальной части зуба. Этими сторонами зубы соприкасаются друг с другом. Главный признак – появление темной кариозной полости. При лечении врач сначала восстанавливает боковую стенку, а потом пломбирует зуб.

• Пришеечный кариес

Кариозный процесс поражает шейку зуба, она находится возле десневого края. Здесь эмалево-дентинный слой очень тонкий, поэтому зубной камень за короткое время нарушает его целостность. Сначала в очаге появляется характерное пятно белого или темного цвета, затем зуб начинает болезненно реагировать на кислое и сладкое, а также смену температур. Лечение пришеечного кариеса нельзя откладывать, т.к. можно лишиться зуба за короткое время. Чаще всего пришеечный кариес поражает передние зубы.

• Циркулярный кариес

Это форма пришеечного кариеса. О ней говорят, если патологический процесс охватывает больной зуб в темное кольцо. Циркулярный кариес, в основном, возникает на молочных зубах или является профессиональным заболеванием у взрослых – например, у музыкантов, играющих на духовых инструментах.

Классификация по величине зоны поражения

• Множественная форма

Если острый кариес поражает одновременно более 5-6 зубов, то это называется множественным кариесом. Основные причины такой тяжелой патологии – болезни сердца, почек, органов дыхания и серьезные инфекции. Откладывать лечение множественного кариеса ни в коем случае нельзя, иначе можно потерять весь зубной ряд. Заболевание одинаково часто встречается и у детей, и у взрослых.

• Одиночная форма

В этом случае кариозный процесс развивается исключительно в одном зубе и не затрагивает его соседей. Течение болезни, как правило, очень медленное и почти незаметное до проникновения в глубокие слои дентина.

• Компенсированная форма

Это хронический кариес, который развивается годами и почти не беспокоит человека. Он вызывает образование в дентине множество пигментированных полостей.

• Декомпенсированная форма

Кариозный процесс прогрессирует очень быстро, от первичного поражения эмали до пульпита проходит совсем немного времени. Считается очень сложной формой заболевания.

Любой вид кариеса, кроме крайне запущенных случаев, хорошо поддается лечению. Его суть в удалении разъеденных тканей, восстановлении целостности стенок, обеззараживании полости и пломбировании зуба. К сожалению, если были выявлены пульпит или периодонтит (осложненный кариес), то возможно необходимо удаление и дальнейшее протезирование.

Симптомы кариеса

При всем разнообразии видов кариеса, признаки его примерно одинаковы и зависят от степени деминерализации и проникновения кариозных микробов вглубь зубных тканей.

• Образование пятна. Появление участка деминерализованной эмали на поверхности зуба. Ее структура нарушена. На этом этапе проблему можно решить, просто восполнив недостаток минералов в области пятна. Человека ничего не беспокоит, а белое пятно можно обнаружить посредством окрашивания метиленовым синим.
  • Поверхностный кариес поражает эмаль зуба, а средний – дентин. Типичные симптомы: темные полости в коронке, небольшая боль во время чистки и повышенная чувствительность к горячей, холодной, сладкой и кислой еде. Чтобы не допускать перехода кариеса в средний или глубокий, нужно срочно пройти лечение поверхностного кариеса
  • Глубокий кариес зачастую достаточно болезненный, и иногда пульпа отделена от полости всего лишь тончайшим слоем дентина. Острая боль возникает при резкой смене температур, воздействии химических или механических раздражителей. При их устранении неприятные ощущения сразу исчезают.
  • Если боль продолжается часами и возникает при жевании или малейшем прикосновении к зубу, значит, уже развились осложнения кариеса – пульпит или периодонтит. Это очень неприятные и опасные заболевания, требующие серьезного лечения.

На начальной стадии кариес может распознать только стоматолог. Именно поэтому так важно посещать доктора для профилактического осмотра не менее двух раз в год. Потратьте всего полчаса на визит, и лечение кариеса будет заключаться только в реминерализации зуба. Согласитесь, сохранить здоровую улыбку так просто, если уделять этому чуть больше времени!