Неправильный прикус у детей

Неправильный прикус - это неправильное расположение зубов в ротовой полости. Оно может быть самых разных видов, но во всех случаях негативно влияет на нормальный рост и развитие челюстно-лицевого аппарата, что вызывает:

• проблемы при пережевывании пищи,
  • неспособность прочистить труднодоступные места,
  • воспаления десен,
  • дефекты речи,
  • изменение контуров лица.

Причины неправильного прикуса

Неправильный прикус может появиться, если ребенок унаследует эту проблему от матери или отца. Если же у родителей все в порядке, то причиной неправильного расположения зубов может стать недостаточное количество места в челюсти, из-за чего одни зубы выталкивают другие в стороны или не дают прорезаться. Если челюсть слишком большая, это тоже может вызвать проблемы: тогда зубы уходят в стороны, меняют направление роста, растут с промежутками.

Проблемы с прикусом могут появиться, если ребенок часто сосет пальцы или соску, или если молочные зубы выпадают несвоевременно. Также врачи считают, что дыхание ртом является косвенной причиной нарушения прикуса.

Лечение неправильного прикуса

Для постановки диагноза врач проводит визуальный осмотр ротовой полости, делает рентгеновский снимок обеих челюстей и изготавливает гипсовую модель зубов. Она нужна для создания брекетов и для оценки результатов лечения: сравнивая слепок с ротовой полостью, врач будет видеть изменения прикуса.

Удалять молочные зубы необязательно, но если они мешают росту постоянных, придется это сделать. Чтобы определить, какие зубы нужно вырвать, врач делает рентген всех зубов и анализирует потенциальный рост зубов. Он должен представлять полную картину того, как будет выглядеть ротовая полость, когда ребенок вырастет. Это важно, потому что если случай серьезный, придется удалить постоянные зубы.

После этого можно устанавливать брекеты или пластины для восстановления прикуса.

Разновидности систем для исправления прикуса

Детям до 2 лет выписывают корректирующие соски. Они имеют нагубник правильной анатомической формы, который корректирует положение языка во рту и исправляет расположение челюстей.

Детям от 2 до 7 лет устанавливают губные бамперы. Это металлические дуги, которые располагают между губами, щеками и зубами. Благодаря им зубы не давят на слизистую оболочку и возвращаются в нормальное положение.

Для детей от 7 до 12 лет существует два способа исправления прикуса: с помощью трейнеров и пластинок.

Трейнеры изготовлены из силикона. Они бывают двух видов: мягкие и твердые. Они учат мышцы работать правильно, избавляться от вредных привычек: дышать ртом или просовывать язык между зубами, и после того, как мышцы укрепятся, они воздействуют на зубной ряд и исправляют прикус.

Пластинки сделаны из металлических дуг и пластмассового основания. В отличие от сосок, бамперов и трейнеров их изготавливают по индивидуальному слепку челюстей. Некоторым пациентам нужно носить пластинки круглые сутки, а некоторым - по 2-4 часа в день. Продолжительность ношения определяет врач в зависимости от степени нарушения прикуса.

Детям старше 12 лет устанавливают брекеты. Их нельзя снять самостоятельно, так как они прочно крепятся в ротовой полости. Из всех представленных вариантов брекеты доставляют больше всего неудобств: привыкание к ним занимает до 7 дней. В первое время они могут натирать щеки, вызывать нарушения дикции. Но со временем ребенок к ним привыкает.

Заключительный этап исправления прикуса - ретейнеры. Они закрепляют правильное положение зубов, и их нужно носить после снятия брекетов.

Длительность лечения прикуса у детей

Задача врача - определить особенности прикуса и выбрать наиболее эффективный метод лечения. Заранее никто не сможет сказать, сколько времени потребуется на исправление прикуса. Это зависит от степени патологии, возраста пациента, особенностей строения челюстей и расположения зубов. Иногда достаточно 5-6 месяцев, иногда лечение растягивается на 2-3 года. Чем раньше вы начнете лечение, тем меньше времени оно займет. Аномалии прикуса можно выявить у детей в возрасте 3-5 лет. Однако лечение возможно и в подростковом возрасте, и даже у взрослых, но оно займет больше времени.