Флюороз

Флюороз зубов возникает в результате накопления избыточного количества фтора в организме. Фтор необходим для формирования эмали, однако, если его содержание больше 1мг/л, возникают предпосылки для возникновения флюороза. Чаще всего большое количество фтора накапливается в результате повышенного содержания фтора в воде, используемой для питья и приготовления пищи. Флюороз - хроническое заболевание. Оно пагубно сказывается на состоянии эмали зубов.

От данного недуга в большей степени страдают коренные зубы. Чаще всего патология развивается во время формирования сменного прикуса, если к тому времени ребенок находился в месте, где содержание фтора в воде превышает норму. Признаками флюороза являются пятна и различные дефекты зубной эмали. Наиболее часто встречающейся формой заболевания является флюороз верхних резцов и премоляров.

Выделяют несколько разновидностей флюороза:

• пятнистую,
  • штриховую,
  • эрозивную,
  • меловидно-крапчатую и деструктивную.

Кроме того, различают три стадии заболевания:

1. легкую,
  2. среднюю,
  3. тяжелую.

Легкая форма флюороза характеризуется появлением небольших пятен и белых полос на некоторых зубах.

Средняя форма отличается наличием не только пятен светлого цвета, но и пигментированных желтых и даже коричневых участков.

Третья стадия болезни диагностируется, если присутствуют такие признаки, как: ярко выраженная пигментация эмали, разрушение тканей зуба, изменение формы коронки и стирание зубов.

У пациентов, страдающих от флюороза, иногда наблюдается и поражение костей скелета. Тяжесть заболевания зависит от множества разнообразных факторов. Помимо содержания фтора в питьевой воде на развитие флюороза влияет возраст пациента, количество выпиваемой им воды и др.

Дети тяжелее переносят заболевание, чем взрослые, особенно, если оно возникает в период минерализации зубов. Если пациент проживает в жаркой местности, вода в которой перенасыщена фтором, заболевание развивается гораздо быстрее, так как количество выпиваемой воды в этом случае несравненно больше.

Лечение и профилактика

Флюороз зубов – очень распространенное заболевание. Диагностика не представляет труда, а лечение напрямую зависит от тяжести заболевания. На начальной стадии производится отбеливание зубной эмали и проводятся меры, направленные на реминерализацию зубов. Ткани зубов насыщаются соединениями кальция и фосфора. Препараты, содержащие данные компоненты, легко проникают в ткани зубов, укрепляя и восстанавливая их. Часто реминерализация проводится при помощи аппликаций и электрофореза.

Одним из наиболее эффективных способов лечения легких стадий флюороза является применение ремодента. Этот лекарственный препарат производится из костей животных и таких элементов, как кальций, фосфор, магний, натрий и др. Компоненты лекарственного средства легко проникают в зубную эмаль, укрепляя ее и нормализуя ее структуру. Курс состоит из 15-20 апликаций. После процедур не следует несколько часов принимать пищу. Завершающим этапом лечения является покрытие зубов фторлаком. Желательно повторять лечение каждые полгода.

Эффективным средством лечения флюороза является 10% раствор кальция глюконата. Препарат вводится в ткани зубов посредством электрофореза.

Флюороз средней и тяжелой степеней гораздо сложнее вылечить. Одного отбеливания в этом случае явно недостаточно. Необходимо прибегнуть к реставрации зубного ряда при помощи светоотверждаемых композитов или виниров. В некоторых случаях рекомендуется протезирование с использованием коронок.

В период лечения следует избегать потребления большого количества фтора. Это значит, что людям, живущим в местности, где вода содержит много фтора, рекомендуется сменить место жительства. Если переехать по каким-либо причинам невозможно, стоит задуматься о переходе на бутилированную воду, состав которой сбалансирован. Врачи советуют также нормализовать питание, т.е. употреблять в пищу больше молочных продуктов, овощей и фруктов. Необходимо следить за тем, чтобы в организм поступали продукты питания, содержащие полноценные белки, кальций и витамины. Чистить зубы следует зубными пастами с реминерализующим действием тщательно и регулярно.