Лечение пульпита

Пульпит – это гнойно-воспалительный процесс в пульпе, нервно-сосудистой ткани зуба. Стоматологи нашей клиники считают пульпит одним из самых неприятных и опасных заболеваний. Как правило, это осложнение глубокого кариеса. Некоторое время он протекает бессимптомно, и человека заставляет обратиться к врачу только приступ острой боли.

Почему начинается пульпит?

Стоматологи нашей клиники выделяют следующие причины развития пульпита

• Глубокий кариес

Кариозная полость – это идеальная среда для активного размножения болезнетворных микроорганизмов. Ядовитые продукты их жизнедеятельности свободно проникают через истонченные ткани дентина в пульпу, и там начинается воспалительный процесс.

Если стоматолог вычистил пораженные ткани недостаточно тщательно, инфекция продолжает разрушать зуб. Ошибки при пломбировании – отсутствие изолирующей прокладки, излишнее протравливание и т. п. – также провоцируют развитие пульпита.

• Непреднамеренное вскрытие полости зуба при обточке

Если кариозная полость очень глубокая, то при высверливании больных тканей между полостью и пульпой остается слишком тонкий слой дентина. Он не в состоянии защитить нервно-сосудистый пучок от неблагоприятного воздействия внешней среды и инфекции. В таких случаях воспаление развивается за несколько часов.

• Проникновение инфекции в пульпу

Наиболее частыми источниками инфицирования являются кровь, соседние очаги инфекции (например, гайморовы пазухи при гайморите), пародонтальные карманы.

• Травмы различного происхождения

Например, повышенная стираемость зубов, эрозия эмали, перелом или вывих зуба, бруксизм, трещины и т. д.

Признаки и формы пульпита

Острый пульпит:

• внезапная сильная боль, отдающая в ту часть головы, где находится проблемный зуб;
  • боль усиливается вечером и ночью и имеет резкий «стреляющий» характер;
  • повышенная чувствительность зуба к горячему и холодному, застрявшему кусочку пищи, кислому и сладкому и т. д. Боль не уменьшается даже после устранения раздражителя.

Острый пульпит бывает очаговым и диффузным. В первом случае болевой синдром имеет четко локализованный характер, и человек может точно сказать, какой зуб его беспокоит. При диффузном пульпите боль распространяется по ветвям тройничного нерва и отдает в висок, глазницу, затылок, ухо. Вам кажется, что «болит буквально все», и врачу сложно сразу определить проблемный зуб.  Хронический пульпит:

• появление неприятного запаха изо рта;
  • сильные боли при соприкосновении с горячими напитками и пищей;
  • разрастание патологически измененной пульпы;
  • воспалительные процессы в костной ткани.

По характеру протекания заболевания различают три формы пульпита:

• превращение воспаленной нервной ткани в фиброзную;
  • гангренозный пульпит подразумевает отмирание тканей внутри коронки и корней зуба;
  • при гипертрофическом пульпите ткани пульпы быстро разрастаются и занимают всю кариозную полость, иногда такое явление называют «диким мясом».

Как вам помогут наши врачи?

Лечение пульпита очень сложное, поэтому требует времени. Стоматологи клиники доктора Гранова обладают значительным опытом успешного лечения даже запущенного пульпита. Будьте готовы к тому, что вам придется несколько раз посетить врача. Если где-то вам пообещали вылечить пульпитный зуб за один прием, возможно, вы имеете дело с недобросовестными стоматологами. Обратите внимание, что вылечить пульпит с помощью средств народной медицины невозможно. В лучшем случае вам удастся на время облегчить симптомы болезни. Занимаясь самолечением, вы только упустите драгоценное время, когда зуб можно было бы вылечить и избежать опасных осложнений.  Лечение пульпита проводится по трем основным принципам:

• избавление пациента от острой невыносимой боли;
  • устранение инфекционно-воспалительного очага в пульпе;
  • сохранение максимально возможного объема живой пульпы в зубе.

Методы лечения пульпита, которые применяются в нашей клинике

• Консервативный метод

Используется только при обратимом пульпите и направлен на сохранение живой пульпы в зубе – полностью или частично.

• Биологический метод

Применяется при пульпите, возникшем в результате травмы или вследствие случайного повреждения пульпы при лечении глубокого кариеса. Врач обрабатывает пульпу антисептиком, накладывает биоповязку из препаратов кальция и пломбирует зуб. Для своевременного выявления рецидива необходимо раз в год проводить осмотр и делать контрольные рентгенологические снимки.

• Хирургический метод

Считается самым надежным способом лечения острого и хронического пульпита. Сначала стоматолог удаляет полностью ткани пульпы, очищает корневые каналы и пломбирует их холодной или разогретой гуттаперчей. В нашей клинике для обработки корневых каналов используется система SAF. Ее гибкие самоадаптирующиеся файлы с полой структурой в точности повторяют сложную форму корней и позволяют бережно убрать все омертвевшие ткани и при этом обработать стенки каналов антисептическими препаратами. Благодаря этому удается значительно снизить риск повторного воспаления.

• Витальный метод

Это разновидность хирургического метода. Его особенность в том, что нервно-сосудистый пучок удаляется под местным обезболиванием, без применения мышьяка. Врач раскрывает кариозную полость и тщательно удаляет пораженные инфекцией ткани пульпы из корневых каналов и коронковой части. Затем корневые каналы несколько раз промываются антибактериальными средствами. В сложных случаях врач закладывает в каналы противовоспалительную пасту и ставит временные пломбы.

• Девитальный метод

При данном варианте хирургического лечения пульпита нерв умертвляется с помощью девитализирующих препаратов, например, мышьяка. Лекарство накладывают на несколько дней, и затем на повторном приеме бесчувственную пульпу удаляют. Врач прочищает корневые каналы и пломбирует их. Окончательное решение о способе лечения принимает лечащий врач на основе собранного анамнеза, результатов внешнего осмотра и рентгеновского снимка.

Наиболее популярные вопросы наших пациентов

Когда обратимый пульпит перерождается в необратимый?

При своевременном обращении в клинику обратимый пульпит хорошо поддается лечению. Для этого достаточно устранить его причину и поставить качественную пломбу. Без лечения болезнь быстро прогрессирует и переходит в более тяжелую стадию – необратимый пульпит. При развитии этой формы боль становится резкой, проникающей, возникает при малейшем колебании температуры и отдает в уши или затылок. Приступ может продлиться до нескольких часов.

Что делать, если пульпит стал необратимым?

Если вам поставили диагноз «необратимый пульпит», врач проведет лечение корневых каналов и назначит курс антибиотиков для предупреждения распространения инфекции. Пораженную пульпу удаляют, каналы прочищают и обрабатывают противомикробными препаратами. Если лечение не дало желаемого результата, то зуб придется удалить.

Всегда ли боль в десне под зубом означает пульпит?

Нет, не всегда. Боль в десне под зубом может быть вызвана следующими причинами:

• прорезывание зуба мудрости;
  • гингивит, пародонтит или периодонтит;
  • травмы различного характера.

В любом случае при возникновении болезненных ощущений необходимо срочно обратиться к стоматологу для установления точной причины и лечения.

Что лучше приложить к десне при пульпите – холодное или тёплое?

При хроническом пульпите прикладывание к больному месту холодного компресса действительно может временно облегчить боль. К сожалению, при острых формах это не поможет.

Может ли пульпит у беременной быть опасным для ребёнка?

Да, может. Без лечения гнойно-воспалительный процесс в зубе быстро приобретает хронический характер. Болезнетворные микроорганизмы проникают в кровь матери, а затем – и к плоду. В результате у ребенка могут развиться тяжелые гнойные патологии.

Чем грозит невылеченный пульпит?

Запущенный пульпит опасен такими серьезными последствиями, как:

• развитие периодонтита,
  • образование кисты на верхушке корня и флюса,
  • возникновение длительных сильных болей,
  • невралгия, воспалительный процесс,
  • удаление зуба.
Врачи направления
Есенова Вероника Олеговна
Есенова
Вероника Олеговна
Стоматолог-терапевт
Пономарева Марина Александровна
Пономарева
Марина Александровна
Стоматолог-терапевт, пародонтолог
Нагорный Илья Станиславович
Нагорный
Илья Станиславович
Врач стоматолог - терапевт
Читайте так же
Профилактика кариеса
Профилактика кариесаКариес - заболевание, от которого страдают практически все. Более 90 % россиян хотя бы один раз обращались к стоматологу в связи с необходимостью лечения кариеса.
Почему болит зуб под коронкой?
Почему болит зуб под коронкой?Вам недавно поставили коронку, но зуб под ней сильно разболелся? В этой непростой ситуации вам помогут опытные стоматологи клиники доктора Гранова. Они выяснят точную причину боли, устранят все последствия чужих ошибок и подберут наиболее эффективный в вашем случае способ лечения и протезирования.
Осложнения кариеса
Осложнения кариесаК осложнениям кариозного процесса относят следующие стоматологические заболевания:пульпит, периодонтит, гранулёма.
Спросите доктора
Гранов
Илья
Игоревич