Гингивит

Гингивит – воспалительный процесс, протекающий в деснах. Наиболее часто это заболевание встречается у детей и подростков, взрослых в возрасте до 30 лет, а также у беременных женщин. Запущенное заболевание быстро переходит в более серьезную и трудно поддающуюся лечению болезнь десен – пародонтит. Поэтому мы настоятельно советуем вам начать лечение, как только вам поставили этот диагноз. Дело в том, что он поражает только слизистую, не затрагивая зубодесневых связок, поэтому полностью избавиться от него можно довольно быстро. Если вы заметили у себя первые признаки заболевания, не теряйте драгоценное время и не тяните с визитом к врачу!

Как распознать гингивит?

• Вам трудно пережевывать слишком твердую пищу.
  • Десны слегка припухли и покраснели.
  • Вы заметили кровь во время чистки зубов или при откусывании твердых продуктов, например, зеленых яблок.

Почему развивается гингивит?

В 90% случаев гингивит, как и другие болезни зубов и десен, начинается из-за низкой гигиены полости рта. На зубах образуются отложения зубного камня и мягкого налета, на которых очень комфортно чувствует себя огромное количество бактерий. Продукты их жизнедеятельности окисляют среду и разъедают нежные ткани пародонта. В результате они опухают и начинают кровоточить.

Существуют и другие причины появления гингивита:

• недостаток железа, молибдена и витаминов группы В, К, С, РР;
  • гормональная перестройка организма при беременности и половом созревании;
  • сильные переживания;
  • патологии прикуса;
  • прием оральных контрацептивов;
  • отравление организма алкоголем, никотином, тяжелыми металлами;
  • прием лекарств против эпилепсии, гипертонии, сгущения крови, стенокардии и т. д.
  • снижение иммунитета;
  • инфекции полости рта;
  • нарушения свертываемости крови;
  • наличие кариозных зубов;
  • различные травмы десен: ушибы, ожоги, царапины от слишком твердых кусочков пищи или жесткой щетины зубной щетки;
  • плохие пломбы и раздражение десен, вызванное ношением зубных протезов.

Гингивит сам по себе может являться симптомом пародонтита и пародонтоза, а также многих хронических заболеваний внутренних органов и тяжелых инфекций – сахарного диабета, туберкулеза, СПИДа, гепатита, аллергии и т. д.

Виды и формы гингивита

Специалисты нашей клиники различают несколько различных разновидностей данного заболевания – по выраженным симптомам, форме протекания и области поражения.

• Катаральный – это, собственно, воспаление слизистых тканей пародонта. При этом десны краснеют, кровоточат и отекают, чувствуются зуд и жжение. Малейшее прикосновение к ним вызывает сильную боль.
  • Гипертрофический –  в основном развивается при серьезных эндокринных и гормональных нарушениях. Его характерный признак – увеличенные зубодесневые сосочки. При запущенной форме человеку больно пережевывать пищу, пародонт кровоточит и становится темного, почти багрового цвета, изо рта появляется дурной запах. Иногда образуются пародонтальные карманы с обильным выделением гноя.
  • При атрофическом – уменьшается объем тканей пародонта и обнажаются корни зубов. Наиболее часто пациентов беспокоит повышенная чувствительность к горячему и холодному.
  • Язвенно–некротический  – это самая тяжелая разновидность заболевания. Десны покрываются кровоточащими язвочками и сильно болят, появляется неприятный запах изо рта. У человека поднимается температура, лимфоузлы увеличиваются, он чувствует недомогание и слабость.

Если данное заболевание проявляется в результате травмы или поражения инфекцией и имеет ярко выраженные симптомы, то говорят об его острой форме. Хронический - возникает периодически, например, осенью и весной, и чаще всего бывает вызван недостатком витаминов. Так называемый генерализованный гингивит охватывает ротовую полость полностью, а локализованный – лишь один или несколько зубов.

Как лечат гингивит стоматологи нашей клиники

Для лечения гингивита, вне зависимости от его формы и вида, в нашей клинике используется комплексный подход, направленный на устранение симптомов и причины заболевания и на его профилактику, а также учитывающий индивидуальные особенности каждого пациента.

• Если врач имеет дело с хроническим случаем заболевания, он назначает поддерживающую терапию. Как правило, через несколько курсов удается добиться длительной ремиссии.
  • Лечение катарального гингивита начинается с профессиональной чистки зубов. С помощью ультразвука врач удаляет отложения зубного камня, налет и бактериальную пленку. Затем назначает курс противовоспалительных препаратов и полосканий антисептическими растворами. После выздоровления врач обучает пациента правильной технике гигиены рта. Данную тактику можно считать основной для лечения всех видов потологии.
  • При язвенно-некротическом  –  врач, помимо тщательной очистки зубной поверхности, удаляет отмершие ткани и назначает курсы антибактериальной и противовоспалительной терапии.
  • Для лечения гипертрофического - применяется гингивэктомия. Во время этой несложной хирургической процедуры врач удаляет патологически разросшиеся и пораженные воспалительным процессом ткани.

В целях профилактики рецидива стоматолог проводит полную санацию полости рта, назначает процедуры для укрепления зубной эмали и десен, полоскания, поливитаминные препараты.

Наиболее популярные вопросы о гингивите

Как гингивит связан с периодонтитом?

Данное заболевание справедливо считается предшественником периодонтита. При длительном отсутствии соответствующего лечения воспаление десен переходит на ткани, окружающие и удерживающие зуб. Как правило, первым видимым признаком периодонтита являются зубодесневые карманы, в которых скапливаются бактерии и гниющие остатки пищи.

Чем опасен гингивит?

Чисто внешне он сравнительно безобиден. Однако воспаление десен без лечения быстро переходит в более тяжелые и сложные заболевания, из-за которых легко можно потерять зуб. В результате отсутствия зуба начинаются процессы атрофии костной ткани и скучивания зубов. Нарушается и жевательная функция, что, в свою очередь, вызывает болезни пищеварительной системы. Питательные вещества, микроэлементы и витамины не усваиваются полностью, поэтому снижается иммунитет, нарушается обмен веществ и выработка гормонов.

Правда ли, что гормональные сбои вызывают гингивит?

Да, это действительно так. Например, у беременных женщин и подростков воспаление десен связано именно с гормональной «бурей» в организме. Стенки мелких сосудов ослабевают, а кровь становится более жидкой и хуже свертывается, в тканях пародонта появляются микротрещинки, через которые попадает инфекция. В результате начинается воспаление.

Какие продукты полезны для укрепления дёсен?

Правильное питание – важная часть профилактики практически всех заболеваний зубов и десен. Оно обеспечивает снабжение организма всеми необходимыми микроэлементами и витамина. Если у вас слабые десны, на вашем столе всегда должны быть:

• свежие овощи, фрукты и зелень – все цитрусовые, груши, яблоки, свекла, морковь, огурцы, помидоры, тыква, шпинат, салат и т. д.;
  • лук и чеснок;
  • орехи;
  • мясо, свиная и говяжья печень;
  • морская рыба и морепродукты;
  • яйца и молочные продукты;
  • крупы и мультизлаковый хлеб из муки грубого помола;
  • бобовые – зеленый горошек и фасоль.

Совсем откажитесь от употребления алкоголя, кроме красного вина (в нем много полезных антиоксидантов), сладкой газировки и сладостей с высоким содержанием сахара.

Как можно уберечь себя и близких от гингивита?

Простые в применении советы наших врачей помогут сохранить здоровье десен на долгие годы.

• Регулярно и тщательно чистите зубы. В период лечения лучше всего пользоваться щеткой с мягкой щетиной, чтобы не повредить десны, а после выздоровления рекомендуем приобрести щетку с щетиной средней жесткости. Желательно, чтобы зубная паста содержала специальный укрепляющий и ухаживающий комплекс для десен.
  •  После каждого приема пищи полощите рот зубным эликсиром или травяным отваром, например, ромашки, и очищайте промежутки зубов от остатков еды нитью. Если у вас съемные зубные протезы, быстро и качественно очистить их поможет ирригатор.
  • На поверхности языка тоже живут бактерии, поэтому эту область нужно очищать щеткой так же тщательно, как и зубы.
  • Не реже двух раз в год посещайте своего лечащего стоматолога для осмотра, чистки зубов и проведения процедур для укрепления эмали.
  • Если у вас есть хронические заболевания внутренних органов, обязательно занимайтесь их лечением.
Врачи направления
Есенова Вероника Олеговна
Есенова
Вероника Олеговна
Стоматолог-терапевт
Пономарева Марина Александровна
Пономарева
Марина Александровна
Стоматолог-терапевт, пародонтолог, врач 1-й категории
Нагорный Илья Станиславович
Нагорный
Илья Станиславович
Врач стоматолог - терапевт
Читайте так же
Лазерное отбеливание и ZOOM
Лазерное отбеливание и ZOOMДля лазерного отбеливания в стоматологической клинике доктора Гранова используют реактивы и лампу одной и той же фирмы-производителя, что исключает различные негативные последствия, связанные с несовместимостью продукции друг с другом. Эта процедура полностью безопасна и безболезненна. Такое отбеливание – наиболее щадящий вариант, ведь для отбеливания применяют не только 25% гель перекиси водорода, но и лазерный луч.
Что делать, если опухли десна или щека?
Что делать, если опухли десна или щека?Не секрет, что заболевания, которые влияют на внешность человека, заставляют обратиться за медицинской помощью практически в ста процентах случаев. А уж если изменения касаются лица, то мы бежим к доктору, сломя голову. Если с утра вы увидели в зеркале, что щека вздулась, не поддавайтесь панике, рекомендации наших стоматологов подскажут вам, что можно сделать до обращения в клинику.
Почему болит десна
Почему болит деснаНа состоянии десен отражаются патологии зуба, общие заболевания и воздействие внешних факторов. Поэтому причины, почему болят десна и зуб, разнообразны.
Спросите доктора
Гранов
Илья
Игоревич