Зуб мудрости

Если вы уже достигли тридцатилетнего возраста и у вас так и не появились зубы мудрости, вас можно поздравить. Почему? – удивитесь вы. Ответ прост: зубы мудрости, как правило, доставляют множество проблем, и вам удалось их избежать.

Обычно зубы мудрости прорезываются в возрасте 22-27 лет, но у некоторых людей (это примерно 25% взрослого населения России) они так и остаются внутри десны, то есть являются ретинированными. По наблюдениям врачей нашей клиники, в более чем 75% случаев прорезывание зубов мудрости связано с сильными болями и развитием острых гнойно-воспалительных процессов. Свое название зубы мудрости получили из-за позднего прорезывания. В отличие от молочных и коренных зубов, они появляются, когда человек достигает определенной зрелости, набирается жизненного опыта. Из-за своего положения в челюсти зубы мудрости также называют «восьмерками» или третьими молярами. Зуб мудрости по своей природе – рудимент. Он был нужен человеку несколько тысячелетий назад, когда пища была очень жесткой, и для ее пережевывания требовалось больше усилий. В наши дни продукты проходят длительную термическую обработку, в результате которой они становится очень мягкими, поэтому третьи моляры утрачивают свое значение.

Когда нужно срочно записаться на прием к врачу?

• Высокая температура, и вы чувствуете сильную слабость.
  • Острая боль в месте прорезывания зуба, десна выглядит опухшей и красной.
  • Воспалительный процесс привел к развитию флюса.
  • Вам тяжело разговаривать, глотать, пережевывать даже очень мягкую пищу.

Удалить или сохранить?

Стоматологи нашей клиники рекомендуют удалить зуб мудрости в следующих случаях.

• «Восьмерка» неправильно растет. Зуб расположен практически горизонтально или под очень сильным наклоном. Не выполняет своих функций и травмирует соседей, нежные ткани пародонта и слизистой рта. Из-за постоянного нарушения целостности тканей могут появиться скопления атипичных клеток.
  • Высокий риск скучивания зубов. Обычно к моменту появления третьего моляра зубной ряд сформирован полностью, для него не остается свободного места. Из-за этого зубы начинают скучиваться и смещаться в сторону резцов. Зуб мудрости в таких случаях удаляют еще до его полного прорезывания.
  • Быстрое разрушение седьмого зуба. «Восьмерки» часто упираются во впереди стоящий зуб и постоянно давят на него. Из-за этого эмаль «семерки» покрывается трещинами и начинает стремительно разрушаться. В этом случае удаление зуба мудрости – обязательный этап лечения.
  • Киста зуба мудрости, которая образуется в результате увеличения щели между соединительнотканным мешочком и эмалью зуба. Киста представляет собой небольшой мешочек, заполненный жидкостью. Он оказывает постоянное давление на соседние живые ткани и вызывает их дегенерацию. В некоторых случаях она затрагивает гайморову пазуху и нижнечелюстной нерв.
  • Перикоронит – очень опасное гнойно-воспалительное заболевание. Часть третьего моляра обычно покрыта своеобразным капюшоном из слизистой. В этом полузакрытом пространстве скапливаются бактерии и гниющие частички пищи. Токсины проникают в ткани зуба и пародонта, развивается серьезное воспаление, сопровождающееся сильным отеком и резкой болью.

Наиболее часто задаваемые вопросы наших пациентов об удалении зуба мудрости

Есть ли смысл удалить зуб мудрости сразу же, как он появился, чтобы далее с ним не возникало проблем?

Удалить вылезшую «восьмерку» сразу или нет, может решить только ваш лечащий стоматолог, основываясь на результатах осмотра и полученном рентгеновском снимке. Если зуб растет относительно правильно, полностью сформирован и не травмирует слизистую и соседние зубы, то его желательно сохранить. В будущем он может пригодиться как основа для протезирования. В случае, когда третий моляр режется под большим углом, задевает «семерку», царапает щеку и десну, его нужно немедленно удалить.

Что лучше – лечить зуб мудрости или сразу его удалить?

Все зависит от того, насколько серьезно заболевание и правильно ли расположен и сформирован проблемный зуб. Некоторые болезни третьих моляров хорошо поддаются лечению. Например:

Зуб мудрости вырос криво – удалять его или исправлять брекетами?

Третьи моляры вырастают ровно в крайне редких случаях. В основном, они растут под углом, упираются в соседние зубы или в щеку. Из-за высокого риска развития гнойно-воспалительного процесса и негативного влияния на прикус исправлять их с помощью брекетов в подавляющем большинстве случаев не имеет смысла. Если зуб мудрости прорезался в момент ношения брекетов, то его обычно удаляют сразу. Процесс выравнивания зубов придется прервать примерно на две-три недели, пока рана после удаления не заживет полностью.

Проводится ли удаление зуба мудрости под общим наркозом?

В очень сложных случаях, когда требуется, например, глубокое разрезание десны и удаление зуба мудрости по частям, назначается операция под общим наркозом. Это облегчает и состояние пациента, так как во время всех хирургических манипуляций он будет погружен в медикаментозный сон и ничего не почувствует, что дает возможность врачу за один раз проделать большой объем работы. Наш врач подберет наиболее оптимальную для вас дозу препарата и проследит за тем, чтобы вы благополучно перенесли хирургическое вмешательство. Современный наркоз безопасен, и уже через полчаса после завершения операции вы можете идти домой. Мы рекомендуем вам в этот день остаться дома, чтобы организм смог полностью восстановить силы.

Что будет после удаления (боль, ограничения в пище и образе жизни и т.д.)?

Третьи моляры имеют очень сложное анатомическое строение, поэтому их удаление сопряжено с определенными трудностями и рисками. Стоматологи нашей клиники имеют большой опыт успешного проведения подобных операций, поэтому вам не нужно ни о чем беспокоиться. Единственное, что от вас требуется – это в точности соблюдать все рекомендации врача.

• Обязательно делайте местные ванночки с раствором соды, хлоргексидина или настоями ромашки, шалфея или коры дуба. Наберите в рот немного раствора (настоя) и подержите несколько минут. Это поможет снизить риск воспаления и болевые ощущения. Полоскать рот нельзя!
  • В лунке обязательно должен сохраняться кровяной сгусток: он способствует скорейшему заживлению раны. Чистить ее нельзя!
  • Область удаленного зуба категорически запрещено нагревать.
  • Во время еды и чистки зубов первое время нельзя задевать сторону, на которой был удаленный зуб.
  • Если из лунки течет кровь, поставьте на нее чистый ватный или марлевой тампон и сожмите десны. Через несколько минут кровотечение должно остановиться.
  • Пища должна быть очень мягкой и комфортной температуры – не горячей и не холодной. Откажитесь полностью от курения, алкоголя, а также от всего острого, сладкого, пряного, жирного и копченого.
  • Обязательно принимайте антибиотики, выписанные врачом. Соблюдайте дозировку и длительность курса. Помните, что при недостаточной противомикробной и противовоспалительной терапии могут развиться серьезные осложнения – периостит, альвеолит, абсцесс, флегмона.
  • Если у вас сильно отекла щека, время от времени прикладывайте к ней лед или холодный компресс. Отек должен исчезнуть на третьи сутки.
  • В первый день после удаления может беспокоить небольшая боль. Это вполне естественно и неопасно. Примите таблетку обезболивающего препарата.

Если отек никак не спадает, боль лишь усиливается, и у вас поднялась температура, открылось сильное кровотечение, нужно срочно посетить стоматолога!

Врачи направления
Гранов Илья Игоревич
Гранов
Илья Игоревич
Главный врач. Стоматолог-имплантолог, хирург
Читайте так же
Полное удаление зубовВоспалительный процесс способен распространяться с одной зубной единицы на другие, приводя к их заражению. Чаще всего такая ситуация наблюдается при пародонтозе. Если его не лечить, то все соседние зубы будут инфицированы, и вылечить их будет невозможно. Стоматологи клиники доктора Гранова всегда стараются сохранить зубы пациента, но если это невозможно, они советуют удалять больные зубы.
Что делать после удаления зубаУдаление зуба — болезненная и морально тяжелая стоматологическая процедура. Обычная реакция после экстракции зуба — боль, воспаление, сильный отек. У некоторых начинается мигрень, других клонит в сон, болят зубы рядом с лункой или вся челюсть сразу. Важно понимать, что это естественная реакция, посттравматическое состояние вкупе с воспалением, и это пройдет.
Что такое сложное удаление зуба?Когда зуб шатается или имеет один корень, удаление считается простым. Но если врачу для операции нужны дополнительные инструменты и специальные средства, она переходит в разряд сложных. Это серьезная процедура, требующая знаний и практического опыта. Сложное удаление зуба в клинике доктора Гранова выполняют только стоматологи-хирурги высокой квалификации.
Спросите доктора
Гранов
Илья
Игоревич