Пластика уздечки языка

Уздечка языка – это тонкая перепонка из слизистой ткани, которая находится на средней линии внутренней стороны языка и соединяет его с нижней челюстью. Она так называется потому, что удерживает язык при его движении вверх или в стороны. Обычно длина уздечки составляет примерно 2,5 – 3 см. Если она слишком короткая и расположена неправильно – в задней или передней частях языка – необходимо сделать небольшую операцию, которая называется пластика уздечки. Стоматологи нашей клиники имеют большой опыт успешного проведения подобных процедур.

Зачем нужна уздечка языка

Уздечка языка, как и другие две уздечки – верхней и нижней губ, выполняет несколько жизненно важных функций:

• обеспечивает нормальное функционирование слизистой;
  • отвечает за правильную работу мышц лица;
  • обеспечивает ясную артикуляцию всех звуков;
  • формирует правильный прикус.

Особенно важную роль уздечка языка играет во вскармливании грудных детей. Если она короткая, малышу трудно сосать, он быстро устает, и в результате он недоедает и начинает отставать в развитии.

Как распознать короткую уздечку

Об аномалии уздечки языка говорят следующие признаки:

• подвижность языка заметно ограничена, так как его кончик присоединен ко дну полости рта;
  • уздечка имеет короткую переднюю часть. У детей она похожа на прозрачную пленку, а у взрослых она более толстая и в ней есть кровеносные сосуды;
  • вы можете сложить язык «трубочкой», и при этом движении слышен небольшой щелчок;
  • у детей до трех лет определить длину уздечки очень просто. Попросите ребенка прикоснуться кончиком языка к верхнему нёбу. Если уздечка слишком короткая, он не сможет сделать это без боли.

Почему необходимо удалить уздечку языка?

Неправильное расположение языка во рту со временем приводит к более серьезным патологиям, например:

• движения языка ограничены, поэтому человеку трудно пережевывать и глотать пищу и слюну;
  • нижняя челюсть развивается плохо, передние зубы сдвигаются назад, и, в результате, у человека формируется неправильный прикус;
  • процесс дыхания затрудняется, появляется ночное апноэ (храп);
  • улыбка становится кривой, а черты лица искажаются. У человека заметно снижается самооценка и качество жизни;
  • слишком короткая уздечка провоцирует оттягивание тканей десны, в них появляются микротрещинки, начинается воспаление, оголяются шейки зубов;
  • формируется неправильная артикуляция звуков речи, особенно это касается сонорных и шипящих звуков;
  • у взрослых слишком короткая уздечка усложняет установку съемных протезов;
  • при короткой уздечке язык выглядит очень некрасиво: он может казаться «змеиным», то есть слегка раздвоенным, квадратным или слишком большим;
  • у человека с короткой уздечкой вырабатывается много слюны, и ему трудно ее сглатывать.

Когда лучше всего сделать пластику уздечки языка?

Наши стоматологи-хирурги считают, что лучше всего такую операцию проводить детям дошкольного или младшего школьного возраста. В это время у ребенка активно формируется прикус и происходит смена молочных зубов на коренные. Прекрасно, если удается поймать момент, когда боковые зубы еще не выросли, а центральные резцы уже прорезались примерно на треть. Рассечение слишком короткой уздечки делают и новорожденным малышам, даже спустя несколько дней после появления на свет. У взрослых людей возраст принципиального значения не имеет.

Разновидности пластики

В зависимости от характера патологии, стоматолог назначает один из видов пластики уздечки (некоторые предполагают традиционное хирургическое вмешательство).

• Полное иссечение тканей уздечки – френэктомию.
  • Рассечение уздечки – френотомию.
  • Изменение места соединения уздечки с языком и нёбом – френулопластику.

Пластика уздечки языка в нашей клинике

В клинике доктора Гранова пластику уздечки языка взрослым и детям проводят с помощью лазера. Эта процедура совершенно безопасна и малотравматична. Ее суть в том, что пучок лазерных лучей создает в заданной точке очень высокую температуру и буквально выжигает лишнюю ткань, одновременно запаивая ее края.

• Сначала врач помещает в подъязычную область марлевый тампон, пропитанный дезинфицирующим и анестезирующим препаратом местного воздействия. При необходимости стоматолог сделает обезболивающий укол.
  • Затем лазерным скальпелем врач рассекает уздечку языка. Наложение швов не требуется.

Лазерная пластика уздечки имеет ряд очевидных преимуществ перед традиционным хирургическим способом.

• Малотравматичность процедуры.
  • Быстрый период реабилитации.
  • Минимальный риск возникновения кровотечения и попадания инфекции.
  • Безболезненность.
  • Операция занимает всего несколько минут, и пациент сразу может идти домой.
  • Естественный послеоперационный отек сходит через 2-3 дня.
  • Нет возрастных ограничений.
  • Строгая локализованность воздействия.
  • Доступная стоимость.

В очень сложных случаях пластику уздечки проводят классическим способом. Такая операция тоже считается малотравматичной и занимает чуть более получаса, но она требует более длительной реабилитации и наложения швов. Обычно врач накладывает малозаметные швы из саморассасывающихся материалов. Единственное осложнение – при несоблюдении пациентом послеоперационных назначений врача,  может сформироваться грубый рубец.

Когда нельзя проводить операцию?

Стоматологи нашей клиники не рекомендуют делать пластику уздечки языка в следующих случаях:

• острые воспалительные процессы в полости рта;
  • ухудшение свертываемости и другие заболевания крови;
  • серьезные хронические болезни внутренних органов;
  • наличие злокачественных опухолей;
  • инфекционные заболевания различной тяжести;
  • остеомиелит;
  • пульпит и кариес;
  • расстройства психики;
  • плохая гигиена ротовой полости.

Наиболее часто задаваемые вопросы

Сколько длится реабилитация после пластики, и какие ограничения мне предстоит выдержать?

Восстановительный период, как правило, занимает не больше недели. Чтобы процесс заживления протекал без осложнений, необходимо строго соблюдать все рекомендации лечащего врача:

• тщательно следите за чистотой ротовой полости. Обязательно полощите рот после еды зубным эликсиром или травяным отваром;
  • в первые дни ешьте только теплую мягкую пищу и говорите как можно меньше;
  • обязательно делайте гимнастику для растягивания уздечки, мышц лица и мышц, поднимающих и выдвигающих язык;
  • если до операции вы плохо произносили некоторые звуки, примерно через 7 дней после пластики вам следует начать выполнять специальные логопедические упражнения для формирования правильной артикуляции.

Насколько болезненна эта операция?

Пластика уздечки языка с помощью лазерного скальпеля проводится под местной анестезией и совершенно безболезненна. В течение нескольких дней после операции вас могут беспокоить небольшие неприятные ощущения, но они довольно быстро проходят.

Останется ли шрам после пластики?

Несмотря на малотравматичность, лазерная пластика, прежде всего, является хирургическим вмешательством, и естественно, что после нее может остаться небольшой шрам. Чтобы рубец был маленьким и мягким, необходимо строго следовать всем предписаниям врача в послеоперационный период и делать специальный массаж. Грубые шрамы формируются в очень редких случаях и в основном после рассечения уздечки традиционным способом.

Могут ли возникнуть осложнения после операции?

По статистике нашей клиники, осложнения после лазерной пластики практически не наблюдаются, так как это малоинвазивная и безопасная процедура.

Как правильно подготовиться к операции?

Обычно для проведения пластики уздечки языка с помощью лазера не требуется специальной длительной подготовки. Врач проводит с пациентом беседу, в ходе которой выясняет, нет ли противопоказаний к операции. Затем он осматривает ротовую полость. При необходимости доктор может направить вас на флюорографию и сдачу некоторых анализов.

Что такое протрузия языка, и как она связана с уздечкой?

Протрузией обычно называют непроизвольное выдвижение языка вперед (также это явление иногда называют гиперкинезом языка). Очень часто протрузия у младенцев вызвана слишком короткой уздечкой. Из-за этой аномалии малышу трудно сосать молоко, и мышцы, поднимающие и выдвигающие язык, находятся в постоянном напряжении.

Стоимость пластики уздечки языка
Консультация первичная,осмотр
Пластика уздечки языка,губ,тяжей слизистой оболочки лазером

Врачи направления