Заболевания эмали зубов

Эмаль зубов ежедневно подвергается химическим воздействиям со стороны полости рта, в которой происходят различные процессы. Под влиянием внешних факторов эмаль изнашивается, что приводит к развитию заболеваний.

Причины развития заболеваний

Эмаль - внешняя защитная ткань коронки зуба. Выделяют несколько причин, вызывающих болезни эмали:

1. Внутриутробные причины, связанные с замедлением формирования клеток зародыша. Они приводят к гипоплазии ткани зуба.
  2. Нарушение нормальной минерализации в результате:
  • повреждения химическими (цитрусовыми, газированными напитками) и механическими (пастой или зубным порошком) факторами;
  • патологии эндокринной системы;
  • высокой нагрузки на эмаль (неправильный прикус);
  • приема лекарственных препаратов с аскорбиновой кислотой;
  • работы на вредном производстве.

Заболевания эмали зубов

Патологическая стираемость - уменьшение высоты эмали с потерей формы зуба. Основную роль играет наследственность и стресс. Пациенты замечают у себя изменение внешнего вида эмали с появлением «эффекта беззубого рта», когда верхние зубы не видны при улыбке. Возникают жалобы на постоянную чувствительность к пище, частые травмы слизистой острыми концами поврежденных зубов.

Лечение проводят стоматологи-терапевты и ортопеды клиники доктора Гранова. Основные направления - устранение воздействующего фактора (борьба с вредными привычками, лечение патологии внутренних органов) и восстановление утраченной эмали (витаминные комплексы, физиолечение, капы, реставрация зубов или съемные протезы). Заболевание в запущенных стадиях чаще всего осложняется кариесом и потерей зубов.

Клиновидный дефект – повреждение, характеризующееся патологией клиновидной формы в пришеечной зоне эмали. К такому состоянию приводит чистка зубов в горизонтальном направлении, гингивит. Пациенты жалуются на чувствительность зубов к раздражителям (пища, чистка зубов), но иногда симптоматика может отсутствовать.

Лечение клиновидного дефекта заключается в проведении курса реминерализации зубной пастой с кальцием и фтором. Она возможна в домашних условиях профессиональными средствами или на приеме у стоматолога нашей клиники. Патология опасна формированием кариеса или переломом поврежденных зубов.

Гипоплазия (равномерное уменьшение эмали). Патология возникает внутриутробно при токсикозе, краснухе матери во время беременности, недоношенности ребенка и вследствие рахита. Эмаль при гипоплазии покрывается симметричными белыми пятнами (блестящими и гладкими) на зубах. Болевых симптомов не выявляется.

Устранить дефекты можно установкой пломб, профилактикой кариеса. При глубоких повреждениях показаны металлокерамические коронки. Гипоплазия приводит к развитию кариеса, пульпита, а у детей формируется неправильный прикус.

Эрозия – округлое повреждение эмали в пришеечной области. Ее вызывает излишнее давление на зубы щеткой, любовь к кислым продуктам и бруксизм (скрежет зубами). Пациенты жалуются на резкую боль при воздействии пищи, во время чистки зубов. Лечение заключается в устранении причины заболевания, а дефект убирается пломбированием зуба. Эрозия в запущенной стадии вызывает пришеечный кариес и даже потерю зуба.

Гиперплазия – патология, которая связана с заболеваниями других органов (заболевания крови или излишки зубного камня). На поверхности зубов гиперплазия выглядит в виде капель, которые не причиняют дискомфорта. Нередко больные жалуются на кровоточивость десен. Лечить гиперплазию необходимо эмалевыми каплями с реминерализацией и фторированием. Если процесс затрагивает один или два зуба,  стоматолог шлифует поверхность зубов.

Флюороз возникает при избыточном попадании фтора в организм. Заболевание на зубах проявляется в виде белесых полос, которые через некоторое время желтеют. Лечат флюороз отбеливанием зубов и минерализацией пораженной поверхности. Запущенный процесс приводит к эрозиям и деструкции.

Профилактика заболеваний зубной эмали

Меры по предупреждению заболеваний зубов заключаются в правильном выборе средств по уходу: зубная паста, щетка, нить. Важно научиться правильной технике гигиены полости рта. Чтобы не подвергать эмаль агрессивному воздействию напитков и пищи, следует пересмотреть рацион и ограничить употребление газированных и кислых напитков, отказаться от горячей пищи и курения. Кроме этого, необходимо ежегодно посещать стоматолога для профилактического осмотра.