Лечение зубов у беременных

Следует понимать, что не всякое лечение несет потенциальную угрозу плоду. Более того, если слишком запустить болезнь, лечиться позже будет в разы тяжелее. Инфицирование кариозных полостей или кровоточащих десен вредит ребенку гораздо больше, чем современный анестетический препарат. Поэтому выбор в пользу лечения станет объективно верным.

Специалисты клиники доктора Гранова окажут вам помощь в лечении зубов и десен при беременности, подберут максимально результативные и безопасные терапевтические тактики, обеспечат должную протекцию от осложнений.

Какие стоматологические процедуры доступны беременным?

У беременных практически нет ограничений к процедурам терапевтической стоматологии. Современные местные анестетики и пломбы нетоксичны, поэтому не несут вреда плоду. А проводить чистку зубов с применением профессиональных паст и инструментов не только можно, но и нужно – это позволит будущей маме избавиться от зубного камня и предотвратить раздражение десен.

Женщина в обязательном порядке должна поставить стоматолога в известность о своей беременности. Это поможет врачу подобрать подходящие медикаменты, анестетики, пломбировочные материалы.

Несмотря на безопасность современного стоматологического лечения, некоторые процедуры беременным все же не рекомендованы.

Среди них:

• Сложное протезирование и имплантация. Серьезное вмешательство в организм нежелательно в период вынашивания. Особенно если это касается полной имплантации зубов. Некоторые виды протезирования доступны беременным, особенно если они малоинвазивны или неинвазивны. Но и их лучше отложить на потом.
  • Удаление зубов не производят у беременных пациенток. Это касается любых групп, включая «восьмерки» (зубы мудрости). Исключением становятся случаи, когда боли у женщины постоянны и нестерпимы, а сам зуб разрушен и гниет, создавая в ротовой полости болезнетворную среду. Хирургическая экстирпация в этом случае выполняется с 13 до 36 недели беременности. Без явной нужды хирурги-стоматологи стараются не удалять зубы, поскольку в послеоперационном периоде самочувствие пациентов ухудшается почти всегда (поднимается температура, отекает десна, наблюдается слабость), что может отразиться на ребенке.
  • Установка брекетов, виниров, люминиров, элайнеров и др. Ортодонтическое лечение безопасно для беременной женщины, но нецелесообразно на этом этапе ее жизни. Не секрет, что у многих женщин во время беременности и лактации сильно портятся зубы – порой даже крошатся и выпадают на фоне дефицита кальция и резкой перестройки метаболизма. Поэтому утяжеление зубов ортодонтическими конструкциями – не лучшее решение во время беременности. Процесс лечения может усложниться или нарушиться из-за проблем с эмалью. Иногда ортодонтическое лечение требует удаления отдельных зубов, агрессивного препарирования, частичного протезирования. Эти процедуры тоже нежелательны. Следовательно, лучше перенести исправление прикуса до полного послеродового восстановления.

Подходить к выбору метода лечения нужно осторожно и грамотно. Например, пломбирование не имеет противопоказаний для беременных, но в процессе его проведения не должны использоваться токсичные композиты химического отверждения. Профессиональная чистка зубов доступна, и даже важна для будущих мам, но для нее нельзя применять ультразвуковое оборудование. Помните об этих нюансах, отправляясь к специалисту, и обязательно скажите ему о беременности, если этот факт не заметен.

Рентгенография и беременность

Весьма спорным вопросом является проведение рентгенографии во время беременности. Снимки почти всегда требуются при лечении зубов, даже если это обычный «запущенный» кариес. Рентген всегда считался вредным по понятным причинам – лучевая нагрузка на организм не несет пользы даже здоровому человеку в обычном состоянии.

Сегодня лучевая нагрузка существенно снизилась благодаря компьютеризованному оборудованию рентген-кабинетов. Цифровые машины делают снимки менее чем за 30 секунд, что сокращает облучение на 90%. Кроме того, цифровое оборудование выполняется однократно и не требует повторной процедуры, поскольку риски дефектов реагентов или пленки исключаются. В современных рентген-кабинетах пациентам выдаются свинцовые фартуки. Будущая мама надевает фартук на себя, тем самым подавляя нагрузку на свое тело и плод.

Беременность – не повод отказываться от прицельной рентгенографии и ортопантомограммы («панорамы»). Лечение зубов «вслепую» неуместно в подавляющем большинстве случаев.

Анестезия при лечении зубов у беременных

Наши пациентки в основном опасаются необходимости применения «вредной и опасной» стоматологической анестезии.

Спешим развенчать этот миф – современные обезболивающие препараты не только безвредны, но и несут дополнительные полезные свойства в терапии. Медикаменты для анестезии содержат адреналин. Именно он обеспечивает «замораживание» больного зуба. Кроме того, вещество сужает капилляры и артериолы, предотвращая риск кровотечения.

Специалист, лечащий вас, должен использовать препарат «Ультракаин» для обеспечения вашего комфорта во время процедуры. Если вы поставили врача в известность о беременности, но он продолжает настаивать на возможности применения обычного анестетика («Новокаин» или «Лидокаин»), вежливо откажитесь от услуг и поищите более компетентного и грамотного специалиста.

В каком триместре лучше лечить зубы?

Срок беременности играет важную роль в вопросе лечения зубов.

• Первый триместр. На этом этапе плацента, защищающая малыша от токсичных воздействий, только начинает формироваться, в связи с чем он оказывается в наиболее уязвимом положении. Вместе с тем, именно сейчас происходит первичное формирование органов и систем в его теле. Без острой необходимости лечение на ранних сроках лучше исключить, чтобы не подвергать ребенка опасности;
  • Второй триместр. Его называют «золотым периодом» беременности из-за стабильности женского самочувствия и максимальной защищенности малыша от внешних раздражителей. Это время оптимально для стоматологического лечения;
  • Третий триместр. В это время плацента продолжает функционировать в полную силу и создавать ядам мощный барьер на пути к эмбриону. Но ближе к завершению беременности любые стрессы могут спровоцировать преждевременные роды. Поэтому от посещения стоматолога лучше отказаться с 36-38 недели. Перенесите визит на послеродовой период.

Если кариозные полости и очаги остаются в ваших зубах после родов, не следует откладывать визит к врачу, полагая, что риск инфицирования ребенка остался в прошлом. В первые месяцы жизни малыша вы будете часто его обнимать, проводить много времени в близком контакте. Болезнетворная микрофлора из вашего рта может быстро проникнуть в организм ребенка. Поэтому необходимость в лечении зубов не пропадает, а даже возрастает – теперь малыш совсем беззащитен против бактерий, вирусов и инфекций.

Специалисты клиники доктора Гранова помогут вам сохранить здоровые, крепкие и белоснежные зубы при беременности. Обращаясь к нам, вы обеспечиваете себе заведомо положительный результат лечения, безопасность и индивидуальный подход.