Кровоточивость десен

Если однажды утром вы заметили кровь на зубной щетке, это первый тревожный сигнал: у вас начались серьезные проблемы с тканями ротовой полости. Кровоточивость десен – очень распространенная проблема, многие наши пациенты обращаются в клинику именно по этому поводу. Иногда кровь появляется только во время чистки зубов, и это можно объяснить слишком жесткой щетиной щетки, но случается и так, что край пародонта начинает кровоточить при легком прикосновении или даже сам по себе.

Причины кровоточивости десен

В большинстве случаев ткани пародонта начинают кровоточить по следующим причинам:

• низкая гигиена полости рта: на зубах и слизистой скапливается огромное количество бактерий, и отходы их жизнедеятельности буквально разъедают нежную слизистую;
  • гингивит – воспалительный процесс тканей ротовой полости;
  • пародонтит – воспаление тканей, окружающих зуб;
  • стоматит – образование язвочек на слизистой ротовой полости в результате попадания инфекции;
  • механические травмы пародонта: удары, царапины, ожоги слишком горячей пищей или раздражение;
  • избыток углеводов в рационе;
  • ношение зубных протезов и аллергическая реакция на их материалы;
  • зубной налет и камень, наддесневые и поддесневые отложения;
  • чрезмерное употребление алкоголя и курение;
  • сниженный иммунитет;
  • недостаток витаминов и минеральных веществ в организме.

О заболеваниях десен можно говорить с полной уверенностью, если, помимо выделения крови на ткани пародонта, присутствуют другие характерные признаки:

• болезненные ощущения при прикосновении;
  • покраснение (или наоборот, синюшность) и припухший вид;
  • наличие зубных отложений;
  • неприятный запах изо рта;
  • повышенное слюноотделение.

Опасность кровоточивости десен

Иногда ткани ротовой полости кровят лишь время от времени, и человек не обращается за помощью к стоматологу и прибегает к средствам народной медицины – например, полосканиям отваром ромашки и коры дуба, или покупает специальную зубную пасту. Эти способы снижения выделения крови из десны действительно могут дать вполне удовлетворительный временный эффект, но истинную причину они устранить не смогут. В это же время болезнь продолжает усугубляться.

При длительном отсутствии правильного лечения обычный гингивит переходит в более серьезное заболевание – пародонтит. Распухшие края постепенно отходят от зубов и обнажают их шейки – образуются пародонтальные карманы. В них скапливаются гниющие остатки пищи, и в результате образуется идеальная среда для активного размножения бактерий. Зубы начинают сильно шататься и, в конце концов, воспаляются и выпадают. Самостоятельно вычистить карманы, удалить поддесневые и наддесневые отложения (зубной камень, налет и биопленку) невозможно. Если затянуть с визитом к стоматологу, можно легко лишиться красивой улыбки.

Как вам помогут в стоматологической клинике доктора Гранова?

Наши опытные и внимательные врачи смогут быстро и точно выявить причину этого заболевания пародонта и назначат максимально эффективное и безопасное лечение. Оно осуществляется в следующем порядке:

• сначала необходимо провести профессиональную чистку зубов, то есть удалить наддесневый зубной камень, мягкий налет и бактериальную пленку с помощью ультразвука или технологии Air Flow. Зубная поверхность станет идеально гладкой, и болезнетворным микроорганизмам просто не за что будет уцепиться;
  • затем врач назначает противовоспалительную терапию – например, полоскания антисептическими растворами в течение нескольких дней. Если ткани ротовой полости находятся в запущенном состоянии, уже образовались пародонтальные карманы, в них необходимо регулярно закладывать лекарство. Кроме того, врач может порекомендовать полоскания травяными настоями и фторсодержащими растворами для укрепления зубной эмали и десневого края;
  • после успешного выздоровления стоматолог подробно объяснит, как правильно ухаживать за полостью рта и чистить зубы, ведь при плохой гигиене через некоторое время на зубах снова образуется камень, а десны начнут кровоточить.

Наиболее часто задаваемые вопросы наших пациентов

О нехватке каких витаминов и микроэлементов говорит кровоточивость десен?

Несбалансированное питание приводит к тому, что организму не хватает многих необходимых витаминов и микроэлементов. Так, данное заболевание часто бывает обусловлена дефицитом следующих веществ:

• витамин К регулирует свертываемость крови. При его недостатке кровь становится слишком жидкой, и ее протромбиновое время заметно увеличивается. Довольно много витамина К находится в овощах, особенно в тыкве, моркови и помидорах, свиной печени, злаках и бобовых;
  • витамин РР улучшает циркуляцию крови в мелких сосудах. Его содержат дрожжи, сушеные белые грибы, мультизлаковый хлеб, крупы, бобовые, мясо и рыба;
  • витамин С – если организм получает его слишком мало, развивается цинга. Ее основной симптом  - расшатывание зубов, а из десневого края идет кровь. Чтобы быстро восполнить его запасы, ешьте больше укропа, белокочанной капусты, помидоров, цитрусовых, картофеля и пейте отвар шиповника и ягодные морсы;
  • витамин В9 способствует укреплению кровеносных сосудов. Его большое количество содержится в петрушке, шпинате, салате, луке, капусте ранних сортов, зеленом горошке, грибах, а также в злаках и муке грубого помола;
  • железо играет очень важную роль в кроветворении, насыщении крови кислородом, регенерации тканей, иммунной защите организма. Больше всего его можно найти в свиной и говяжьей печени, мясе, пророщенной пшенице, яйцах, птице, сухофруктах, бобовых и зелени;
  • молибден укрепляет зубную эмаль и способствует нормальному кровообращению в тканях слизистой рта. Следите, чтобы в вашем рационе было достаточно орехов и зерновых.

Какие заболевания организма в целом могут провоцировать кровоточивость десен?

В ряде случаев это заболевание тканей ротовой полости является одним из симптомов серьезных болезней внутренних органов:

• Анемия, лейкоз, нарушения свертываемости и другие патологии крови.
  • Сахарный диабет.
  • Вирусные и грибковые инфекции.
  • Аутоиммунные заболевания – например, красная волчанка.

Кроме того, повышенная кровоточивость пародонта часто наблюдается при беременности, грудном вскармливании и в подростковом возрасте. Это вызвано серьезной гормональной перестройкой организма.

Стоит ли беспокоиться, если десны кровоточат только во время чистки зубов?

Если кровь появляется исключительно во время утреннего и вечернего умывания, то, возможно, причина кроется в слишком жесткой щетине щетки. Самое простое решение в данной ситуации – приобрести более щадящую зубную щетку и какое-то время избегать слишком твердой пищи – например, зеленых яблок. На всякий случай мы рекомендуем вам все же посетить стоматолога, ведь определить точную причину может только он.

Какие лекарства провоцируют кровоточивость десен?

Данное заболевание ротовой полости может быть вызвано побочным воздействием некоторых лекарственных препаратов, – например, против образования тромбов, гипертонии, эпилепсии, стенокардии и т.д.

Какие меры профилактики кровоточивости рекомендуют врачи нашей клиники?

• Правильно питайтесь и принимайте поливитамины. На вашем столе всегда должны быть свежие овощи, фрукты, мясо, молочные продукты, крупы, яйца и хлеб из муки грубого помола.
  • Регулярно чистите зубы, тщательно соблюдая советы врача. После каждого приема пищи полощите рот зубным эликсиром или используйте зубную нить. Если вы носите съемные зубные протезы, обязательно приобретите ирригатор.
  • Раз в три месяца покупайте новую зубную щетку. Щетками с мягкой щетиной можно чистить зубы только во время лечения, чтобы не травмировать лишний раз больные ткани пародонта. Для дальнейшего повседневного использования лучше всего выбрать щетку с щетиной средней жесткости.
  • Не реже двух раз в год посещайте стоматолога для профилактического осмотра и профессиональной чистки зубов.

Действительно ли помогают при кровоточивости десен зубные пасты?

Специализированные зубные пасты могут только облегчить симптомы заболеваний . Они временно "заглушают" болезнь, но никак не влияют на ее причину. Здесь нужна помощь квалифицированного стоматолога.