Гипоплазия зубов

Гипоплазия зубов является пороком их развития. Данное заболевание, как правило, бывает вызвано нарушением строения и минерализации тканей зубов еще на стадии их формирования. Признаком гипоплазии является недоразвитие или же практически полное отсутствие тканей зуба. Наиболее распространенной разновидностью гипоплазии является поражение эмали. Стоит заметить, что постоянные зубы более подвержены данному заболеванию, чем временные.

Нередко от гипоплазии страдает и дентин. Наиболее тяжким следствием этой патологии является полное отсутствие зубной эмали, а нередко и целого зуба. В этом случае принято говорить об аплазии. Гипоплазия – распространенная болезнь. Ею страдает около 30% населения земного шара.

Причины

Гипоплазия наиболее часто развивается на фоне неправильного обмена белков и минералов в организме плода или ребенка. Нарушение минерального и белкового обмена возникает в результате:

• резус-конфликта матери и плода;
  • осложненной беременности (продолжительный токсикоз и частые инфекционные заболевания и т.п.);
  • таких заболеваний как рахит и дистрофия;
  • преждевременных родов и родовых травм;
  • заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Разновидности

Выраженность гипоплазии зубных тканей находится в прямой зависимости от тяжести перенесенного заболевания. Выделяют два вида гипоплазии:

• системная, характеризующаяся изменением цвета эмали, а также ее недоразвитием или же отсутствием;
  • местная, возникающая в случае вовлечения зачатков зубов в воспалительный процесс или травмы.

Изменение оттенка зубной эмали - признак слабой степени гипоплазии. Как правило, изменение цвета проявляется образованием пятен на внешней поверхности зубов. Каких-либо болезненных ощущений при этом может и не наблюдаться. Поверхность зубов в этом случае остается гладкой и блестящей. Специфическим случаем системной формы заболевания являются «тетрациклиновые» зубы. Окраска зубов в этом случае изменяется вследствие приема большого количества такого препарата как тетрациклин на стадии формирования и минерализации зубов.

Недоразвитие эмали зубов – более тяжелая форма заболевания. На зубах могут появляться углубления и даже бороздки. Зубная эмаль от этого чаще всего практически не страдает. Больной может испытывать неудобства лишь из-за непривлекательного вида зубного ряда.

Наиболее тяжелой и в то же время редкой формой гипоплазии является аплазия. Это врожденное отсутствие зубной эмали на всем зубе или его участках. Аплазия сопровождается ярко выраженными болезненными ощущениями. Дискомфорт вызывают любые температурные, тактильные и химические воздействия. В отдельных случаях системная гипоплазия является причиной недоразвития дентина. Это приводит к появлению всевозможных патологических изменений формы зуба. Местная гипоплазия характеризуется наличием светлых пятен, а также углублений и бороздок на поверхности зубов.

Терапия и профилактика

Слабая степень гипоплазии не требует какого-либо специфического лечения. В случае, когда пятна очень заметны, а ткани зубов разрушаются, необходимо немедленно приступать к лечению. Своевременно проведенные процедуры позволят избежать весьма неприятных последствий, таких как: разрушение зубных тканей, нарушение прикуса, повышенная стираемость и даже потеря зубов.

Обнаружить наличие гипоплазии не составляет труда. В редких случаях на начальном этапе заболевание может напоминать кариес. Лечение данного заболевания заключается в отбеливании на ранней стадии и пломбировании и протезировании в более тяжелых случаях. Нередко пациентам рекомендуют сошливовывание неровностей. Это позволяет выровнять поверхность зубов. Параллельно проводятся процедуры, направленные на реминерализацию эмали. Насыщение зубной эмали минералами проводится при помощи таких препаратов как ремодент, раствор глюконата кальция и других.

Профилактические меры препятствуют развитию системных заболеваний, способных нарушить обменные процессы в тканях зубов. Вот почему необходимо своевременно лечить заболевания ротовой полости и придерживаться правильного питания.