Что делать, если откололся зуб

Трещины и сколы на зубах порой появляются в самые неожиданные моменты. Дентин при этом может не затрагиваться вовсе, а потому подобные механические повреждения не влекут за собой какого-либо ощутимого дискомфорта. Случается, что зуб и вовсе откалывается во сне, и тогда человек замечает проблему лишь при раздражении мягких тканей – языка, десен или слизистой оболочки внутренней поверхности щек. Если часть вашего зуба откололась, вы должны как можно быстрее обратиться к компетентным стоматологам. Квалифицированные специалисты стоматологической клиники доктора Гранова помогут вам определить причину возникшего дефекта и своевременно займутся качественной реставрацией вашего зуба.

Причины сколов и трещин на зубах

Считается, что сколы и трещины на зубах появляются на фоне полученного механического повреждения, травмы. Действительно, внешние факторы становятся катализатором к подобным явлениям довольно часто. Но сопутствовать им могут и другие причины. Травма – это необязательно удар по лицу или падение. К зубному травматизму можно отнести даже пережевывание слишком твердой пищи. Обычно при этом зуб повреждается ввиду общего ослабления и истончения эмали, что часто является следствием дефицита определенных витаминов и микроэлементов в организме. Причины сколов зубов многообразны, и к ним следует отнести такие факторы:

• Гипокальциемия (острый дефицит кальция в плазме крови человека, обусловленный алиментарными или эндогенными причинами патологического характера, включая нарушения обмена веществ);
  • Патологический прикус или аномалии строения отдельных зубов в рядах;
  • Ослабление иммунитета и обострение некоторых хронических заболеваний, негативно влияющих на функционирование внутренних структур и тканей зубов;
  • Повреждение пломбировочного материала, установленного на зубе;
  • Эндокринные нарушения или гормональный дисбаланс в организме;
  • Кариозные поражения тканей зуба;
  • Неаккуратное ношение разнообразных ортодонтических конструкций съемного типа (или неправильная установка постоянных корректоров, наподобие брекет-систем);
  • Внешние повреждения, полученные на фоне падения или удара по лицу;
  • Накусывание твердой пищи (костей, фруктовых и ягодных косточек, ореховой скорлупы, леденцов и т.д.).

Скол зуба неприятен сам по себе, и его нельзя не заметить. Если это произошло на резцах или клыках, деструкция будет видна невооруженным глазом. Причем нарушение эстетики улыбки отмечается даже в случае отторжения очень маленькой части зуба. Если же скол случился в области моляров или премоляров, формируется своеобразное заострение, которое травмирует мягкие ткани при жевании или разговоре. Помимо этого, при сколе зуба вы можете ощутить усиление чувствительности эмали, болевые ощущения при приеме горячей и холодной пищи, обострение реакции на прикосновения и вдыхание прохладного воздуха.

Оголение пульпы

В случае крупного скола пациент чувствует резкие и интенсивные пульсирующие боли, которые не купируются даже анальгетиками и иными обезболивающими препаратами. Это говорит о том, что нарушены внутренние структуры зуба – раскрыта пульпа и оголены нервные окончания. Риск инфицирования в данной ситуации крайне высок, поэтому вам следует в срочном порядке обратиться за помощью к специалистам. Сколы бывают двух типов: первый предполагает поверхностное отторжение определенного участка эмали, а второй – формирование трещины. При повреждении дентина и пульпарной камеры речь идет о довольно серьезном нарушении, способном повлечь за собой непредвиденные и весьма опасные последствия. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно извлечь часть зуба, которая также откололась, но не отошла от основания. Это грозит инфицированием мягких тканей, которое может завершиться обширным воспалительным процессом.

Доврачебная помощь

В случае невозможности обращения к специалисту в данный момент, попробуйте оказать себе первую помощь самостоятельно.

• Тщательно, но не слишком интенсивно прополощите рот слабым солевым раствором (оптимально – стерильным физраствором) или простой теплой водой. Это поможет вам удалить осколки эмали и мелкие частички пищи из поврежденной области;
  • В случае травматизма и кровоточивости десны, рекомендуется приложить к ней кусочек стерильного бинта. При этом его нежелательно смачивать антисептиком, если он является достаточно агрессивным (спиртовым);
  • Приложите лед к щеке со стороны поврежденного зуба. Это поможет предотвратить образование отека;
  • Примите обезболивающий препарат, если боль прогрессирует.

Как только обращение в стоматологическую клинику станет возможным, запишитесь на прием. Это поможет избежать опасных последствий и качественно отреставрировать сломанный зуб.

Профессиональная помощь

Профессиональная помощь в вопросах трещин и сколов на зубах заключается в их реставрации. Метод восстановления зуба зависит от того, насколько сильно он поврежден. Обычно показаний к удалению в данной ситуации не бывает, если только не произошло достаточно серьезного повреждения, затрагивающего корни зуба. Реставрация зуба может осуществляться несколькими способами:

• Виниринг или люминиринг. Этот метод приемлем для восстановления клыков и резцов. Виниры – это специальные накладки, которые фиксируются на родном зубе после его препарирования (стачивания). По толщине их можно сравнить с накладными ногтями. Виниры могут быть прямыми или непрямыми. В случае скола первый вариант считается более удачным, поскольку предполагает нанесение композитного материала непосредственно на поврежденный участок прямо в стоматологическом кабинете. Непрямой виниринг осуществляется дольше, поскольку микропротезы изготавливаются в индивидуальном порядке в зуботехнической лаборатории. Люминиры – те же виниры, но более тонкие и состоящие из дорогостоящих материалов. Их стоимость, соответственно, выше.
  • Установка вкладок. Этот вариант реставрации актуален при повреждении жевательных зубов, если разрушена их значительная часть. Вкладки изготавливаются по слепкам, снятым с челюсти, и фиксируются на специальный клеящий материал.
  • Установка коронок. Этот способ восстановления приемлем также для моляров и премоляров. Применяется в том случае, если коронковая часть зуба разрушена полностью или почти полностью.
  • Пломбирование и шлифовка. Это – самая простая техника реставрации сколотого участка зуба, которая применяется при незначительных его повреждениях. Чаще всего используется на жевательных зубах и премолярах, но иногда становятся хорошим решением и для восстановления передних зубов.

В случае повреждения пульпарной камеры, проводится депульпация зуба с целью предохранения его тканей от инфицирования. При сколах, произошедших на фоне кариеса, проводится его полноценное комплексное лечение. Если у вас откололся или треснул зуб, рекомендуем вам не медлить с обращением к специалистам. Прежде всего, потому что в ряде случаев это представляет собой определенные угрозы для вашего здоровья. Мы ждем вас в стоматологической клинике доктора Гранова на очном приеме!