Бруксизм

Бруксизмом именуют специфический скрип зубами. Именно так этот термин переводится с греческого. Известно, что от данной проблемы страдает 15 % населения Земли. Особенно часто от бруксизма страдают дети. Около 30% детей скрипят зубами во сне. Неприятный звук может раздаваться от нескольких секунд до нескольких минут.

Человек, страдающий данным заболеванием, может и не догадываться о наличии подобных симптомов, если бруксизм не проявляет себя днем. Во время бодрствования может не наблюдаться выраженных звуков, но человек все же сильно сжимает челюсти. Многие не обращают на подобные факторы никакого внимания, тем более сам по себе бруксизм не причиняет вреда. Однако он вполне может приводить к разрушению зубной эмали, а это уже серьезная проблема. Время от времени скрип может появляться у здоровых людей. Дети же чаще всего с возрастом избавляются от бруксизма.

Признаками бруксизма являются:

• истертость жевательных поверхностей зубов,
  • боль в челюстях и ушах,
  • воспаление десен,
  • перенапряжение мускулов шеи,
  • мигрени.

Причины скрипа зубами во сне

Существует мнение, что скрип зубами свидетельствует о наличии паразитов. Однако данное утверждение ни на чем не основано. Есть также теория, что бруксизм появляется в результате нарушения глубины сна. Человек не способен контролировать движения мускулов во сне. Гипертонус мышц лица не дает мышцам расслабляться. Следовательно, лицевая мускулатура не расслабляется и продолжает сокращаться. Это вызывает скрип. Чаще всего бруксизм является следствием перенапряжения, стресса, эмоциональных переживаний. Вызывать бруксизм могут и ортодонтические проблемы, такие как неправильный прикус или отсутствие некоторых зубов. Принято считать, что причиной бруксизма могут быть и внутренняя агрессия, подавленность, злоба.

Последствия бруксизма

Бруксизм может приводить к появлению болей в челюстно-лицевой мускулатуре. Помимо этого, от трения поверхность зубов стирается, а зубы расшатываются и могут даже сдвинуться с места. Это отрицательно сказывается на внешнем виде зубного ряда и увеличивает чувствительность. Если бруксизм начал проявляться у взрослого человека, следует обязательно пройти обследование. Скрип зубами может быть признаком эпилепсии.

Бруксизм у детей

Согласно статистике, около половины детей от года до пяти лет скрипят зубами во сне. Чаще всего с возрастом это проходит. Ночью малыш может несколько раз скрипеть зубами. Длительность скрипа может достигать десяти секунд. Более длительные периоды скрипа могут плохо сказаться на здоровье детских зубов. Дети часто скрипят зубами не только ночью, но и в течение дня. Бруксизм очень часто появляется у детей с увеличенными аденоидами. Кроме того, нередко малыши учатся пользоваться недавно появившимися зубами, что приводит к скрипу.

Детский бруксизм может быть и следствием переутомления. На ночь не нужно кормить малыша, чтобы дать организму отдохнуть и восстановиться. Необходимо срочно принять меры, если по утрам ребенок жалуется на головную боль или боль в верхней части тела. Чтобы предупредить истирание зубов, стоматологи используют специальные приспособления, удерживающие челюсти в немного разомкнутом состоянии. Они надеваются только на время сна.

Как избавиться от бруксизма?

Если вас беспокоит скрип зубами по ночам, следует дать нагрузку челюстям перед сном. Можно, например, пожевать яблоко или морковь. Существует мнение, что массаж точки возле мизинца может помочь предотвратить скрип зубами. Следует также контролировать положение челюстей в дневное время. Необходимо постоянно стараться держать зубы врозь, а губы соединенными. Перед сном рекомендуется делать горячий компресс на скулы. Здоровый образ жизни и правильное питание - прекрасная профилактика бруксизма. Занятия спортом помогают уравновесить нервную систему, успокоиться и избежать скрипа зубами. Снять гипертонус жевательной мускулатуры могут помочь специальные расслабляющие каппы. Их надевают на время сна. Изготовляются эти приспособления по индивидуальным слепкам. За некоторое время мускулы лица привыкнут к новому положению, и использование капп можно будет прекратить.